«Отсидеть» 15 лет или зачем мы тратим жизнь на школу и вуз.

Источник:

  Учеба в разгаре: тысячи школьников и студентов мотают очередной год за партами. Сроки и нагрузки разные в зависимости от строгости режима. Детям впаяли по 11 лет, после чего они под угрозой армии и родителей придут с повинной в универы, где проведут еще минимум четыре года. Через 15 лет выйдет, наконец, человек на свободу и выкинет большую часть тех знаний, над которыми все это время страдал. Оценки, которые еще недавно были едва ли не смыслом жизни, девальвируются, как рубль на фоне дешевеющей нефти. И после всего этого он сам отправит детей сначала в школу, потом в отечественный университет. Дань традициям, цена которой — 15 лет жизни ребенка. 

Спросите у любого взрослого, как часто он пользуется тем, чему его научили в школе или университете. Пусть посчитает логарифм, производную возьмет, умножит или поделит в столбик хотя бы — даже эти операции у большинства выпускников вызывают трудности. Но ведь учили, сдавали. Где оно все? 

Научить ребенка читать, писать и считать — задача родителей, а не школы. Даже если этим занималась бы исключительно школа, процесс не должен занимать так много времени. Нам говорят, что изучение математики развивает абстрактное и логическое мышление. Если так, то гении точных наук должны быть мастерами ораторского искусства. Ведь чем умнее человек, тем более веские у него аргументы и тем больше у него слушателей и почитателей. Так и до депутатского мандата недалеко. 

В реальном мире речь некоторых гигантов мысли, преподающих ту же математику, звучит бессвязно и невыразительно. А проходимцы, которые в науках не блистали, становятся первоклассными мастерами демагогии, чьи логические цепочки заморочат самого прокачанного технаря. 

Почему именно точные науки, по мнению большинства, якобы развивают абстрактное мышление? А как же музыка, литература, рисование? Художник в режиме реального времени просчитывает массу параметров: пропорции, расстояния, тени, силу нажима карандаша, глубину цвета, при этом не упуская из виду мысленный рисунок. Музыкант должен одновременно видеть внутренним взором аккорды, ноты и паузы, контролировать силу нажима на инструмент, синхронизировать мелодию с текстом и выдерживать при этом стиль. Как думаете, а почему писатель так долго сочинял свой роман, при этом беспробудно пьянствуя? 

"...вот в чем разница между нами: ты тренируешься в гимнастике, а я тренируюсь во всем." 
© Сократ из фильма «Мирный воин» 

То же можно сказать не только о логике и абстрактном мышлении, но и в принципе об умении думать. Точные науки, бесспорно, заставляют котелок работать. Но не только они! В жизни есть масса проблем, требующих анализа и поиска решений, которые не относятся ни к физике, ни к математике. Тренироваться в гибкости ума можно, и не занимаясь вычислениями. И при этом добиться даже больших результатов. 

Мы не ищем легких путей! 

Допустим, вы захотели научиться отжиматься от пола 100 раз. Ваш друг, который это умеет, дает вам совет: «Вставай в семь утра. Ешь больше мяса и яиц, пей больше воды. Старайся бегать хотя бы через день. Купи гантели и занимайся по полчаса в день. Перед сном визуализируй отжимания». С тем же успехом можно посоветовать будущему переводчику английского сначала выучить китайский, а будущему автомобилисту — освоить мотоцикл. Данный феномен носит название гало-эффект. Нассим Талеб описывает его так: 
Гало-эффект — это когда люди ошибочно полагают, что тот, кто здорово катается на лыжах, будет столь же здорово руководить гончарной мастерской или отделом банка, или что хороший шахматист и в жизни просчитывает все ходы наперед. 
А вот что об этом говорит писатель Александр Никонов: «Дурак — понятие функциональное. Иными словами, можно быть умницей в одном и полным дураком в другом». Быть смелым в одном и трусом в другом. За партой быть в своей тарелке, но у доски сгорать от стыда. На ринге драться как прирожденный борец, а в клубе плясать неловко, как срамная курица. Недаром ведь говорят — если хочешь побороть страх, делай то, чего боишься. Никаких обходных путей. 
Если хочешь чему-то научиться, делай это. Хочешь рисовать — рисуй. Играть на гитаре — играй! Говорить на испанском — за дело. С этой точки зрения хваленое абстрактное мышление и логика, которые якобы развивает школьная математика, годятся разве что для школьной математики. То есть мы решаем квадратные уравнения с параметрами для того, чтобы решать квадратные уравнения с параметрами — ни больше, ни меньше. Как Портос, который «дерется просто потому, что дерется». 
Стояние у школьной доски не подготовит к проведению презентации, решение задачи по алгебре не поможет посчитать KPI сотрудника, а задача про поезд, выезжающий из пункта А в пункт Б не особо поможет в логистике. К трудовой деятельности школа нас не готовит, зачем же мы в нее ходим? 

Почему родители отдают ребенка в школу 

В школе нас вроде бы учат решать задачи, которые будут на вступительных. Странно, что после этого все одиннадцатиклассники поголовно записываются на подготовительные курсы (факультет довузовской подготовки — ред.). Но допустим, поступил ты в университет, отучился 4-6 лет, пошел устраиваться на работу. Опыта нет? Проваливай, каналья. При этом, по специальности идут работать редкие люди. По-хорошему, надо бы со своими науками так в институте и остаться, продолжить их изучение (или начать преподавать), как и подобает научному сотруднику. Но мы ведь в офис хотим. 
В результате даже выпускники факультетов информатики черпают большую часть знаний на стороне, начиная работать в IT не благодаря, а вопреки. Единственный плюс, который они получают — корочки технических вузов и самоуважение за того, что прошли этот ад. 
Практически все, что может дать школа и универ — тесты-контрольные, зачеты-экзамены и абстрактные знания, не применимы в реальной жизни (кроме тех случаев, когда человек идет в науку). 
«В школе/универе нас учат учиться» — популярная в народе глупость, которая служит для оправдания потраченных не пойми на что лет жизни. Никогда наши институты не брали на себя функцию «научить учиться». Научить студента думать? Может быть. Заставить учиться? Пожалуй. Дать знания? Допустим. Но не научить учиться. Иначе в школьном или вузовском курсе были бы дисциплины вроде «теория учебы» или «прикладная логика». 

Хьюстон, у нас проблема 

Школа и университет, хоть и являются значительным этапом жизни человека, выполняют совсем не те функции, которые заявлены на упаковке. Что можно ожидать от забитых системой детей и нищих учителей, которых регулярно драконят из районо, то заставляя проводить театр под названием «открытый урок», то устраивая никому не нужные срезы знаний и переаттестации педсостава? А сколько пролито слез и попорчено нервов из-за самостоятельных, контрольных, экзаменов, которые к реальной жизни не имеют никакого отношения. Или нервы на экзаменах научили вас не нервничать на работе? 
Наши школы и университеты не только проводят «уравниловку» по интересам детей, но и впустую расходуют человеческий потенциал. Насколько было бы интереснее ходить в школу, где решались бы задачи из реального мира! 
Например: 
— Труд — подключить новую розетку, собрать стол на продажу, научиться сваривать трубы 
— Математика — научиться считать в уме объемы фигур, проценты, сдачу в магазине 
— Физика — построить экспериментальную модель самолета на радиоуправлении 
— Литература — организовать выпуск школьного еженедельника 
— Музыка — придумать композицию или написать кавер на песню любимой группы 
— Право — придумать закон или петицию, который бы собрал >25 000 подписей 
— Рисование — разработать фирменный стиль класса 
В университеты толпами идут те, кому стоило бы пойти в ПТУ или колледж. В итоге наши вузы — не пойми что. С одной стороны — готовят теоретиков с широким кругозором, с другой — эти теоретики на следующий же день после получения диплома все забывают и идут обивать пороги компаний, где нужны люди с совсем иными знаниями и навыками. А сами компании потакают инерционному консерватизму, требуя диплом о высшем образовании. 

В чем не хотят признаваться родители 

Система образования в нашей стране — это повинность с выкачиванием денег. В вуз не сунешься без аттестата. Поэтому родители оказываются перед выбором — либо полностью встроить ребенка в эту систему, либо оставить его за бортом, сделав аутсайдером. 
Школа и институт — это не только режимные объекты, где дают сомнительной свежести знания, заправленные бесконечными тестами ради тестов, но и способ сплавить ребенка из дому. Кинуть в мир — пусть варится в группе случайных людей и играет в «получи оценку» или «не стань изгоем», лишь бы по улицам не шлялся. 
В итоге все участники процесса из Минобразования остаются при деле и получают свою пайку из бюджета. Учителя драконят учеников, нахлебники из районо драконят учителей. Дети же учатся приспосабливаться и заниматься нелюбимым делом. Прозрение приходит лишь на первом собеседовании, где оказывается, что никому не интересны их оценки. Даже про специальность не спросят. Ради чего тогда весь этот цирк? 

© Юрий Паламарчук

 

 

RSS
14:17
Сложный вопрос.
Где-то по моему в Америке был случай: Стояла в супермаркете сложенная гора баночек, и одна пожилая американка стала снизу этой горы вытаскивать баночки и складывать в корзину. В итоге вся эта куча на нее обвалилась. Она получила синяки и ушибы и подала на магазин в суд, и выиграла процесс. В суде она заявила, что в магазине нигде не было предупреждения, что нельзя вытаскивать баночки снизу, а то все может упасть…
Что это? Редкая американская тупость, или незнание элементарной физики?
Кстати, магазин обязали сформулировать и повесить такое предупреждение.

Я думаю, что базовые школьные знания несомненно необходимы. Что касается колледжей, вузов и университетов… Ну не знаю.
Ладно, давайте их отменим. Но тут тоже спорный вопрос.
Представьте себе, что скажем вас будет лечить доктор-самоучка? Или не дай бог хирург — самоучка будет вас оперировать?
Как вам такая мысль? ))
14:23
П.с. Очень сильно в моей работе помогают мне специалисты по ремонту компьютеров — самоучки, чьи телефоны обильно развешаны по всем подъездам нашего города. После их вмешательства, клиент обращается уже ко мне, но стоимость ремонта, из за непрофессиональных действий таких «специалистов» возрастает в разы:).
14:47
п.п.с.
Вспомнил реальный случай из моей практики.
Женщина купила с рук компьютер б/у. Компьютер проблемный, в плане того, что любые действия в плане ремонта и апгрейда проводимые с ним должны были быть предельно аккуратными.
После его осмотра, я согласился его курировать, и в течении полугода все было нормально. Мы подключили интернет через модем, заменили старые кулера, термопасту, и установили новый блок питания.
По истечении полугода, ее малолетний сын (ему тогда было около 12 лет), решил переустановить виндовс. И он это попробовал сделать, после чего, комп останавливался на загрузке винды, и дальше ни туда, ни сюда. Женщина позвонила мне, попросила приехать. Мы договорились на определенный день, насколько я помню сразу после каких-то праздников.
Но в праздники, эта женщина немного выпила, к ней пришла подруга, и они захотели запустить компьютер. Позвонили специалисту-самоучке, благо такие работают чуть ли не круглосуточно.
Приехал молодой парень лет 19, и зачем то этот придурок разобрал комп, чуть ли не полностью. Видимо хотел набить цену. найдя несуществующие дефекты.
Но как я писал выше, комп был проблемный, и собрать «мастер» его уже не смог)))
Точнее собрал конечно, но после этого комп вообще перестал включатся.
Возился он с ним собирая и разбирая до утра, затем вышел в коридор, якобы в очередной раз «покурить», и пропал с концами))) Естественно на телефон он больше не отвечал.
Когда я приехал, и увидел, что он там сделал… всеобщем не буду перечислять технические моменты, но нужно было менять материнскую плату, процессор, т.к. было отломано несколько ножек!!!!!, линейка оперативной памяти тоже оказалась мертвой.
Выжил только новый блок питания, чудом.
Я посоветовал купить новый комп. Женщина носила потом это железо еще в 2 фирмы, там ей сказали тоже самое.
Еще 15000 р (а на тот момент это очень большие деньги были). у нее не было, и она выкинула весь хлам в кагат. И купила себе маленький планшет в кредит.
На этом конец истории. О морали басни подумайте сами)
14:59
+1
Мне кажется, в статье и написано о необходимости обучения школьников прикладным умениям. Раньше в моей школе давали корочки слесаря, в соседней учили на права, например. Сейчас — увы. Комъютеры не так уж сложно устроены, почему бы не научить детей простейшему ремонту, это же модульная система, никто сейчас чипы не перепаивает, сдохла видюха — выкинул и вставил новую ))). На крайняк вздувшийся кондёр перепаял. Тем более гайдов по ремонту в интернете навалом.
15:11
+1
Вот с этим я ПОЛНОСТЬЮ согласен.
Нужно учить детей простейшему ремонту. Но учить качественно. Должен быть нормальный предмет. не такой как сейчас Информатика. И хороший специалист должен преподавать этот предмет 2-3 года. Потому как детали системного блока чуть чуть все таки подороже деталей лего — конструктора, и когда не снимающуюся из-за защелки видеокарту лезут отковыривать метали ческой отверткой, применяя точку упора где-то в материнской плате, или зафигачивают питание IDE жесткого диска НАОБОРОТ!!! несмотря на ключ!!! так что потом даже и не снять, а только резать ножом…